Цель: уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе осенью. Познакомить с народными традициями праздника Покрова Пресвятой Богородицы, воспитывать интерес к народным праздникам.
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с обрядами осеннего цикла, обогащая знаниями о старинных крестьянских обычаях;
Приобщать детей к национальной культуре и истории народа, культурным ценностям и достижениям;
развивать интерес ритуальных элементов праздничных действий; формировать воспитание личности ребенка, формировать нравственные чувства, навыки нравственного поведения;
Способствовать более полному художественному осмыслению исторического
наследия прошлого.
>>
Почти перед каждым родителем когда-либо вставал вопрос: «как приучить ребенка к порядку?». Порой, это бывает непросто. Ведь объяснить малышу, что фантики от конфет необходимо выбрасывать, а не оставлять их лежать на столе или диване, а разбросанные игрушки нужно аккуратно расставить на прежние места — сложная и не всем посильная задача. Притом, чем раньше вы займетесь данным процессом, тем больших результатов вам удастся достичь, и тем меньше времени это займет.
Прежде всего, давайте выясним, для чего нужно приучать детей к порядку? Есть по крайней мере несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Психологи говорят, что уборка не просто полезна, она необходима для становления личности.
Во-первых, порядок развивает. Мышление ребенка устроено таким образом, что его развитие происходит путем упорядочивания всего, что он видит. Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется.
Во-вторых, надо учиться жить с людьми. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми.
Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно научить его правильно организовать свою жизнь. Иначе из него вырастет эгоистичный и безответственный человек, который с радостью свалит дела сначала на вас, а потом на жену или мужа. Приучая ребёнка к порядку, вы помогаете ему стать более самостоятельными и уверенными в себе. К тому же обретаете старательного помощника.
Работа по дому
Cовместная с малышом работа по дому не просто полезна, а необходима для нормального процесса становления личности. Не раздражайтесь в случае отказа ребёнка собирать машинки или куклы, просто предложите ему свою помощь: «Я понимаю, как тебе сложно выполнять эту работу одному, но, если мы убираем игрушки вместе — этот процесс занимает гораздо меньше времени! Давай поможем друг другу!». Так малыш, во-первых, почувствует свою значимость (ведь он может быть кому-то полезен), а во-вторых, трудное для него задание будет действительно выполнено намного быстрее. Если вы не хотите, чтобы ребенок вырос эгоистом или безответственным человеком, который в будущем с радостью будет переваливать ответственность на других, стоит доверять ему посильную работу. Так вы наоборот помогаете ему становиться более самостоятельным, ответственным, а, значит, и более уверенным в себе.
Начинать приучать ребенка к чистоте и порядку нужно не позднее 2–5 лет, а к посильному труду по дому — с 2–3 лет, когда дети воспринимают данный процесс за увлекательную игру и выполняют с удовольствием все поручения взрослых.
Не отказывайтесь от помощи ребёнка
Если вы занимаетесь какими-либо домашними делами и видите, что ребенок пытается повторять ваши действия, не останавливайте его! Наоборот, необходимо всячески поощрять стремления малыша оказать вам посильную помощь. Давайте малышу задания, руководствуясь принципом: от более простого к более сложному. Для начала, попросите малыша собрать раскиданные по комнате игрушки. Он непременно справится и не начнет капризничать, если превратить весь этот процесс в занимательную игру. В виде игры уборка в доме, выполняемая ребёнком, будет происходить гораздо быстрее, чем под строгим надсмотром взрослых! Например, предложите малышу построить большой гараж, где его машинки будут спокойно спать до завтрашнего утра. Даже, если в первый день он уберет только одну — две игрушки, а вы— все остальные, то не стоит расстраиваться. В следующий раз попросите его быть более усердным.
Нередко, малыш может упрямиться, лениться и даже устраивать истерики, что очень характерно для детей 2–3 лет. Не стоит раздражаться. Расскажите ребенку какую-нибудь увлекательную историю о том, что один мальчик не хотел собирать игрушки и ставить их на свои места, и однажды ночью они от него ушли. Только, когда малыш пообещал исправиться— тевернулись на прежние места.
Для того, чтобы ребенок имел представление отом— что икуда ему необходимо складывать, необходимо сделать всю мебель вдетской комнате крайне функциональной: полки дли книг, выдвижной ящик для игрушек маленького размера, большое отделение шкафа— для крупных мягких игрушеки т. д.Возможно, вам придется оснащать комнату для ребенка стеллажами или открытыми полками, что позволит гораздо быстрее достичь результата, ноповерьте, вскоре ввашем доме воцарится чистота ипорядок.
Вот несколько правил для достижения порядка:
Личный пример
Помните, что для малыша самым важным является то, что делают мама и папа. И чаще всего, если взрослые не придерживаются тех правил, которые сами декларируют, то и ребёнок не станет им следовать. Но родителям никогда не поздно начать менять свои привычки. Ребёнок – очень гибкое создание, его поведение изменится вслед за вашим. Избавьте ребенка от занудной обязанности убирать квартиру в одиночку, лучше делать это всем вместе ведь в компании вся работа спорится быстрее и веселее. Вы сможете на практике показать ему, как и что делать. И тогда он поймет все быстрее, чем если бы вы объясняли ему словами. Чтобы уборка была не такой скучной, делайте ее вместе, беседуя на любые темы. Или предложите включить музыку, аудиокнигу, так время пролетит намного быстрее.
Всё нужно объяснять
Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне сознательно. Расскажите ребенку, у всех вещей есть свое место, в котором они должны храниться. Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете. Объясните, что надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты). Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.
Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию). Когда вы хотите добиться, чтобы ребенок сделал именно то, что нужно, задавайте четкие условия выполнения задачи. Не говорите: «Приберись в комнате». Замените на: «Собери игрушки, поставь книги и тетради на полку, положи одежду в шкаф, вытри стол, убрав с него фантики и кружку с чаем, и пропылесось ковер».
Порядок – это удобно
Слова «нужно», «необходимо» маленькому ребёнку трудно понять. Лучше объясните, что, если у кукол, карандашей и книжек будут свои домики, они не потеряются и не сломаются.
Не мешайте ребёнку подражать
Любой ребенок деятелен от природы: в нем заложен инстинкт подражания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия. Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню. Не отказывайте ребёнку, когда он предлагает вам свою неумелую помощь!
Убираемся играя
Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» - в коробку). Устраивайте конкурсы (кто положит игрушки в ящик быстрее).
Поддерживать порядок должно быть легко
Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно: держите мелкие вещицы в шкафах или на застекленных полках;
заведите много коробок и контейнеров для мелких вещей не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию».
Предоставьте свободу выбора
Разрешите ребенку определить самому, где какие вещи у него будут лежать: выбрать ящик для машинок, полочку для нижнего белья или место для любимых книжек. Это позволит ребенку почувствовать себя полноправным хозяином своего маленького мира, ему будет легче ориентироваться в своих вещах и содержать их в порядке.
Сказки и стихи
Призовите на помощь персонажей мультиков и книг. Читайте детям такие сказки как «Федорино горе», «Мойдодыр». В них высмеиваются грязнули, лентяи и неряхи. Ваш ребенок ни за что не захочет быть такими, как персонажи этих сказок. А значит и приучить к порядку его будет легче.
Помните! Приучение ребенка к поддержанию порядка на окружающем его пространстве должно быть постоянным процессом – только так можно сформировать привычку. И ещё, не стоит давать ребенку обещаний вознаграждения за труд. Таким образом, ваш ребенок может потом просто отказаться работать просто так.